Порядок ввода ПРТО в эксплуатацию
"Регуляторная гильотина" 2021 года затронула сферу строительства и модернизации передающих радиотехнических объектов (ПРТО). Давайте разбираться поэтапно:
1. Самым заметным и значимым изменением стало "замалчивание" процедуры "Р2" - согласование эксплуатации ПРТО с Роспотребнадзором. Поскольку ни о каких письмах-согласований более речь не идет, владельцы ПРТО осуществляют измерения уровней электромагнитных полей собственными силами и не обязаны отчитываться перед надзорными органами, кроме (п.296 СанПиН 2.1.3684-21): "В случае выявления нарушений условий эксплуатации, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, владелец РЭС своевременно информирует органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, о прекращении деятельности РЭС". В остальном, послабления налицо: "Владелец РЭС, осуществляющий эксплуатацию РЭС, обеспечивает проведение производственного контроля ЭМП, предусматривающего проведение инструментальных исследований уровней ЭМП в течение 10 рабочих дней после дня ввода РЭС в эксплуатацию, далее - один раз в три года." Что касается организации проведения измерений, складывается ощущение, что законодателю не очень интересно, "кто", "как" и "чем" их будет проводить. Несмотря на то, что федеральный Роспотребнадзор еще не выпустил никаких "рекомендаций", региональные службы были вынуждены давать разъяснения... и на наш взгляд, очень резонные:
- Роспотребнадзор по республике Татарстан
Не всем понравилось, что фактически, санитарные правила (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») запретили размещать "подвижную сотовую связь" на территории образовательных учреждений, и началась массовая рассылка письма заместителя министра связи Иванова Олега Анатольевича, где он поясняет, что нужно "допиливать" санитарные правила, а то как-то не очень красиво получилось с операторами сотовой свзяи, а это крупный бизнес, который страна обязана охранять от нападков населения. С процедурой "Р2" вроде разобрались, переходим к "Р1"
2. Размещение ПРТО подверглось, на первый взгляд, меньшим изменениям, сохранив процедуру, связанную с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения, однако, это не совсем так... Вы удивитесь, если я Вам скажу, что теперь радиоэлектронные средства могут, почти без ограничений, располагаться в любом количестве и любом месте? Доказываю - согласно п.297 СанПиН 2.1.3684-21 "При проведении измерений уровней напряженности электрического (магнитного) поля и плотности потока энергии ЭМП оборудование должно быть включено на максимальную проектную (заявленную) мощность излучения." Читайте внимательно то, что в скобках: "ЗАЯВЛЕННУЮ" мощность. Не проходит максимальная мощность? Не беда, пишите любую заявленную мощность, например 1 Вт и спокойно работайте. Хотите направить антенну прямо в жилое здание детского садика? Не проблема, пишите мощность 1 Вт в проекте и никто не сможет Вам помешать, соответствие санитарным правилам выполнено. Правда, есть и ложка дегтя: п.292 "При размещении РЭС на разных антенных опорах и (или) разных площадках (территориях, крышах) с пересечением зон, в пределах которых эффективные значения напряженности электрического поля в диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц и (или) средние значения плотности потока энергии в диапазоне частот 300 МГц - 300 ГГц превышают гигиенические нормативы, оценка суммарного воздействия проводится с учетом всех РЭС." Это означает, что расчет границ санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки может ВЕСЬМА усложниться. В местах с плотным расположением объектов связи, можно рассчитывать 2, 3, а то и 5, 6 объектов одновременно. Методика такого сложного расчета откровенно вызывает сомнение, а то программное обеспечение, что есть на отечественном рынке, может и не справиться с такой задачей. Давали, давали послабления владельцам РЭС, а тут такой досадный промах.
Скажу в заключении, что в целом, задача освоения новых горизонтов операторами связи, выполнена на 4 с плюсом. К переходу на 5G готовы! Выросла угроза здоровью населения? Мы постараемся это мужественно пережить, как переживаем COVID-19, реформу здравоохраниния и прочие пакости...
Будьте здоровы!
Нормативно-правовые акты:
Следующая статья